Фингарантии для туроператоров подорожали в пять раз
Oфoрмлять или пoдoждaть?
Пoкa Гoсдумa рaссмaтривaeт очередной проект поправок в туристическое законодательство, перед туроператорами стоит острый вопрос: как быть с фингарантиями? Те, у кого срок финобеспечения истекает в конце весны, обязаны в феврале-марте оформить новые договоры страхования и подать сведения об этом в Ростуризм. Иначе они будут исключены из федерального реестра туроператоров.
Хождение по страховым
Одна из проблем, как известно, состоит в том, что страховые компании не хотят брать на себя риски, связанные с туристическим бизнесом. Гендиректор Space Travel Артур Мурадян делится опытом: «Мы занимались переоформлением фингарантии весь декабрь. Получали отказы и от крупных страховщиков, и от компаний второго-третьего эшелонов. Были вынуждены даже направить в Ростуризм официальное письмо с просьбой предоставить нам отсрочку на месяц по предоставлению сведений о фингарантии. Просили также совета: как быть в сложившейся ситуации. Нам порекомендовали несколько страховых компаний, от которых в итоге тоже последовал отказ. И вот буквально 30 декабря мы все же оформили фингарантию в «Лойд-Сити».
От редакции добавим: в активе Space Travel – 24-летний опыт работы, безупречная репутация. Похоже, это сейчас при оформлении финансового обеспечения в зачет не идет.
Что касается «Лойд-Сити», то в рейтинге страховых компаний по итогам 9 месяцев 2014 г., составленном экспертами «РИА Рейтинг» на основании данных службы Банка России по финансовым рынкам, упомянутая компания занимает 264 место из 341 возможных.
Одновременно с Артуром Мурадяном трудные переговоры со страховщиками вели многие другие предприниматели. Просили содействия и в Ростуризме, и в АТОР с РСТ.
«У нас было около двадцати таких обращений, – говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. – Мы направляли туроператоров к страховым компаниям, которые являются членами нашей организации (таких десять – ред.). Во многих случаях удалось решить задачу. Хотя… Вот, к примеру, один из туроператоров получил фингарантию только для работы на внутреннем рынке, хотя запрашивал также и на международную деятельность. И позже выяснилось: страховщик правильно сделал, что ему отказал. Нет, самого туроператора не назову». (Вероятно, это был «Астравел» – ред.)
Процесс оформления ФИГ стал не только трудоемким и длительным, но и гораздо более затратным. 30-миллионная гарантия от компании из третьей сотни страхового рейтинга стоит сейчас порядка 500 тыс руб. – это почти в пять раз больше, чем раньше брали именитые страховщики.
Возможны варианты
13 января корреспондент HotLine.Travel обзвонил ряд туроператоров, у которых ФИГи истекают весной. И ни один из них еще не начинал переговоры со страховщиками. Одни ссылаются на то, что времени не было – «праздники только-только закончились».
Другие сознательно заняли выжидательную позицию. В частности, коммерческий директор «Атлантис Лайн» Алексей Цыганов пояснил: уже в январе туристическое законодательство может кардинально измениться; по крайней мере, сверху поставлены именно такие сроки по прохождению проекта поправок в ФЗ через Думу. И в результате возможны самые разные варианты развития событий с фингарантиями: от повышения ставок до запредельных величин (тогда переговоры со страховщиками потеряют всякий смысл) до упразднения пресловутых ФИГ.
Как известно, 12 января с заявлением о необходимости отмены обязательного финобеспечения выступил АТОР. Исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе верит, что такая вероятность есть. РСТ выступает против отмены, но и против повышения ставок. Ростуризм также считает отказ от фингарантий преждевременным.
Словом, в лоббистах согласья нет. А счетчик щелкает.