Еда в экономе: на что рассчитывать пассажиру?
Вaлeнтин Вeдякин – o рaзoчaрoвaнияx и прeлeстяx сaмoлeтнoй eды
Спeциaльнo к «высoкoму» лeтнeму сезону наш постоянный читатель и эксперт в авиации Валентин Ведякин написал авторскую колонку о еде в самолетах. На творчество его вдохновил недавний перелет KLM по Европе: и питание и сервис разочаровали. В целях объективности он не стал разбирать в статье только лишь один конкретный случай – мало ли, может, просто не повезло. И постарался ответить на более общий вопрос: на что может рассчитывать пассажир эконом-класса, выбирая перелет той ли иной авиакомпанией?
В борьбе за премиальных пассажиров авиакомпании стараются удивить не только комфортными креслами, раскладывающимися в полноценную кровать, но и ресторанным обслуживанием на борту. Например, на каждом дальнемагистральном рейсе авиакомпаний Etihad Airways или Austrian Airlines присутствует шеф-повар, который, как утверждают, готовит блюда прямо на борту, а австрийцы еще балуют 20 вариантами свежесваренного кофе.
Если для того, чтобы не оставить голодными пассажиров первого и бизнес-классов, трудятся лучшие повара лучших авиакухонь мира, то на какие кулинарные изыски могут рассчитывать пассажиры эконом-класса?
Увы, однозначного ответа на этот вопрос не найти. Наверное, многим известна история, когда American Airlines сэкономили много тысяч долларов, убрав всего одну оливку из салата, подаваемого на борту. Но в том салате таки оставались еще две оливки…
Пальма первенства в экономии на питании, безусловно, принадлежит лоукостерам, сама бизнес-модель которых предполагает экономию (ах, извините – оптимизацию) во всем. Для желающих перекусить во время полета – меню с закусками за дополнительную плату. Адекватность такой платы оставим на совести перевозчика.
Второе место заслуженно уходит в США, где даже на пятичасовом перелете можно рассчитывать только на стакан льда с кока-колой и, например на рейсе «Дельты», на пакетик с 12 (!) г арахиса или двумя коричными печеньками.
Путешествуя по странам Старого Света, пассажиру эконом-класса, скорее всего, удастся насладиться уже целым сэндвичем, что для 1,5-2-часового перелета вполне приемлемо. И Lufthansa, и Air France, и Alitalia, и другие предложат помимо воды / чая / кофе и бутылочку вина или хотя бы пива – надо лишь об этом попросить, так как обычно спиртное не выставляется на тележках для всеобщего обозрения, но разложено в маленьких бутылочках по ящичкам.
Но есть и досадные исключения. Если вы приобрели билет по так называемому light-тарифу, например, у Brussels Airlines или SAS, то не факт, что вам предложат даже стакан воды, хотя эти авиакомпании и не относят себя к лоукостерам. У стюардессы есть список таких «легких» пассажиров, или обратите внимание на цвет подголовника на кресле – именно таким образом салон эконом-класса разделяется на зоны с обслуживанием и без…
Для авиакомпаний Европы рейсы в Москву и Санкт-Петербург также относятся к европейским, а значит, как говорится, возможны варианты… даже внутри одной группы авиакомпаний. Например, за 3,5 часа полета в Париж национальный французский перевозчик успевает покормить и горячим + закуска + сыр + десерт (на одном подносе, конечно), и вина, и джин-тоник, и чай / кофе предложит. А вот KLM Royal Dutch Airlines на почти таком же по продолжительности перелете в Амстердам ведет себя совсем не по-королевски – две ложки горячих макарон без закусок и десертов + чай / кофе и в лучшем случае пиво – всё, на что пассажир сможет рассчитывать. Lufthansa, кстати, первая пятизвездочная авиакомпания в Европе, горячим с салатом покормит, а SWISS – предложит только холодные закуски, но с теплым пирожным. Хотя и Air France / KLM, и Lufthansa / SWISS – в одной группе, и тарифы у них одинаковые. Вот и получается, что за одни и те же деньги можно получить и вполне хороший сервис, и почти лоукост.
Причем подавать претензии почти бесполезно. Та же королевская KLM утверждает, что питание предоставляется бесплатно (правда, смешно?), поэтому никакие претензии приняты быть не могут.
А что же российские авиакомпании?
Давно ушли в прошлое те времена, когда даже на часовом рейсе из Москвы в Санкт-Петербург «ЮТэйр» успевал покормить своих пассажиров полноценным горячим обедом. Теперь самое большее, на что могут рассчитывать пассажиры любых российских перевозчиков на коротких рейсах, – сэндвич, побогаче или победнее, плюс вода / чай / кофе. На рейсах продолжительностью от 3 часов (спасибо Федеральным правилам) – вроде горячее питание пока обязательно, но с оговоркой – если при покупке билета авиакомпания специально не уведомила об обратном.
Хотя и здесь бывают исключения. Из Москвы в Ниццу летом «Аэрофлот» предлагает не менее три ежедневных рейса, при этом один из них выполняет ГТК «Россия» (питание: бутерброд + вода / чай / кофе), остальные – сам «Аэрофлот» (питание: салат, горячее, десерт + вода / соки / чай / кофе + пиво / вино). Деньги те же, но разница очевидна. Оговорки про питание замечено не было.
Наливать ли горячительное – каждая авиакомпания решает сама. «Аэрофлот», видимо, делит все свои рейсы на благонадежные и не очень – предложение вина на борту зависит не от длительности рейса, а от направления.
Безусловно, приоритетом любой авиакомпании должна быть, прежде всего, безопасность. И если выбирать между «вкусно поесть» или «безопасно долететь», выбор очевиден, не так ли?..
Но как же чертовски приятно после взлета взять кусочек хлеба, намазать его маслицем, сделать глоток вина и закусить горячей курочкой. Лично для меня питание на борту – неотъемлемая часть приятного полета, и при прочих равных я выберу авиакомпанию, которая покормит не только бутербродом.
Всем приятных и безопасных полетов!
Опросы
- актуальные опросы
- архивные опросы
А вы любите поесть в самолете?
Да, это важная часть полетного ритуала. Всегда обращаю внимание на качество и разнообразие блюд, напитков, делаю выводы
Нет, самолёт – не место для гурманов. За редким исключением кормят дрянью даже в бизнесе
Если есть возможность, заказываю кошерное. Оно вкуснее!
Мне всё равно. Ем от скуки, что дают
Результаты опроса