Репутацию директора турфирмы уничтожили на Facebook
В туризмe – стрaнный случaй чистoсeрдeчнoгo признaния в мoшeнничeствe
В туристичeскиx слoяx Facebook – лoкaльный скандал. Или конфуз… Непонятно даже, как точнее выразиться. Одна довольно раскрученная в сети персона распространила среди своих 3 000 друзей обращение столь шокирующего свойства, что многие стали от неё спешно отфрендиваться, спрашивая друг друга: «Что это было?» В комментариях пишут: «Откуда такой цинизм?» На самом деле, возникают и другие вопросы. Например: а что если это чья-то месть? Причём обоснованная!
Кому я должен – всем прощаю
Чтобы не усугубить положения героини этого сюжета, назовем её вымышленным именем – допустим, Ирина Б. Но пост публикуем без купюр. Оцените.
Многие приняли это обращение за чистую монету – то есть настоящий каминг-аут предпринимательницы. Возмущались: кто-то, значит, годами сидит под домашним арестом и фактически мотает срок даже без суда, а другие строчат в фейсбучек: «Кому я должен, всем прощаю, и ничего мне за это не будет»!
Но кто прочитал повторно, пришёл к выводу, что ни один человек в здравом уме, даже если бы решил публично заявить о своих проблемах, не стал бы это делать в подобном тоне, с такими подробностями и выводами. «Она же не унтер-офицерская вдова, которая сама себя выпорола. Скорее всего, аккаунт взломали», – говорят люди из числа её «друзей». Именно так, в кавычках, потому что многие из них даже не знакомы с ней лично – так у нас в отрасли френдят всех подряд.
Сама Ирина Б. вышла на связь с одним из своих друзей в Facebook – Вячеславом Сапожниковым, главным редактором Hotelier.pro. В сообществе Russian Hotels Talks Вячеслав опубликовал переписку, из которой следует, что аккаунт взломали какие-то недоброжелатели. Во всяком случае сама Ирина Б. так считает. Она удалила свой профиль из сети и сообщила о случившемся администрации Facebook.
Если это так, то надо признать, что автор письма – хороший психолог. Балансирует на тонкой грани между простотой, которая хуже воровства, наглостью, вызовом, иронией. Играет цифрами и фактами (вымышленными?), рассказывая о самом банальном и очень распространённом в туризме финале бизнеса с ущербом для партнёров и клиентов. «Ну не смогла я, не смогла!» Сюжет, набивший уже очень сильную оскомину и поэтому вызывающий острую реакцию.
А что если?
В процессе расследования выяснилось, что недоброжелатели у Ирины Б. действительно могут быть, но веский повод дала она сама. Фирма занималась бронированием размещения в отелях по заказу корпоративных туристов. Поиск в картотеке дел Московского арбитражного суда показал, что против компании Ирины было подано семь исков. Со стороны как отелей, так и заказчиков. Четыре дела окончились её поражением, по одному из исков, удовлетворённых в октябре, фирму обязали выплатить более 300 тысяч рублей задолженности по договору об оказании услуг по организации проживания. По остальным трём взыскиваются менее крупные суммы. Три заявления подано осенью, по ним решение ещё не принято. А выписка из ЕГРЮЛ показала, что госпожа Б. действительно является гендиректором той компании, о которой идёт речь в печально известном посте. Учредитель юрлица зарегистрирован на Сейшелах. И если на секунду предположить, что все перечисленные грехи – правда? Тогда вполне вероятно, что некто, отчаявшийся взыскать с героини нашего сюжета деньги, попытался свести с ней счёты в социальных сетях.
Мы спросили у юриста, как можно квалифицировать предполагаемые действия Ирины Б., описанные в «чистосердечном признании».
«Это преступление по определению умышленное – такое нельзя совершить по неосторожности – умысел направлен на хищение денежных средств. Неоказание услуг по заключённым договорам, введение в заблуждение относительно возможности исполнить их – в Уголовном кодексе это называется мошенничеством», – прокомментировал Георгий Мохов, основатель юридического агентства «Персона Грата».
Нет дыма без огня
Так или иначе, мстители достигли цели – ущерб деловой репутации нанесён. «Дыма без огня не бывает», – сделали вывод наблюдатели. Хотя есть и те, кто считает, что Ирину всё-таки оклеветали.
Отсюда вопрос: каковы шансы Ирины Б. отомстить взломщикам её аккаунта и добиться защиты в юридическом порядке?
Опрошенные редакцией юристы оценивают эти шансы как близкие к нулю. Выявить злоумышленника фактически невозможно, вряд ли Facebook будет этим заниматься – посмотрите пользовательское соглашение, с него взятки гладки. А нет человека – нет и дела.
«Это гражданское дело. Есть статья 152 Гражданского кодекса о причинении вреда деловой репутации. Но надо определить лицо, которому предъявлять претензию. Есть уголовное преступление, которое называется клеветой – статья 128.1 УК РФ. Но текст написан от её имени, и к клевете его отнести вряд ли можно. Чтобы предъявить обвинение, нужно установить личность обвиняемого. Сменить пароль и дать опровержение – но женщина уже удалила свою страницу», – перечислил способы защиты Георгий Мохов.
Но есть и другое мнение: крупнейшая социальная сеть, которой в данном случае тоже наносится имиджевый ущерб, может заняться поисками взломщика при условии, что пострадавшая проявит инициативу. «Это прецедент. При желании расследовать его можно – концы остаются всегда», – говорит Антон Россихин, гендиректор «САМО-Софт».
Ещё один вывод из этой истории. Получается, что популярность в соцсетях, к которой все стремятся, – это не только лайки, тысячи друзей, реклама, но также и риски, и это надо учитывать. Кстати, да – это прецедент. Были в туризме случаи, когда у известных людей взламывали Skype и просили от их имени в долг.
Но чтобы такое…
Видимо, ситуация патовая, Ирине Б. будет трудно добиться возмездия. Если, конечно, она хочет этого, а не сознательно решила протроллить свою обширную аудиторию и навсегда исчезнуть с Facebook.
Материал подготовили Наталья Меньщикова, Дмитрий Васин