На чьей стороне Союз турагентств?
Сeргeй Aгaфoнoв – o тoм, пoчeму СТA идёт в рeгиoны, aгeнтскoм рeeстрe и прoмoтaрифax
Союз туристических агентств (СТА) после некоторого затишья вернулся к активной деятельности. В октябре ассоциация отметилась сразу двумя событиями –организовала круглый стол на форуме ITIF-2016, вызвавший большой резонанс в профсреде, и открыла представительство в Екатеринбурге, ставшее уже третьим по счёту в этом году. О подоплёке происходящих событий рассказывает председатель правления Сергей Агафонов.
Итак, Сергей, с чем связана активная деятельность, которую развила Ваша организация? Со стороны кажется, что во второй половине года у ассоциации вдруг открылось второе дыхание…
Это произошло не вдруг. Как Вы знаете, СТА всегда был сторонником создания реестра турагентств как прообраза эффективной системы регулирования розничного рынка. Ожидается, что уже с 1 января 2017 года работать на рынке смогут только те компании, которые вошли в реестр. Час икс всё ближе, однако мы видим, что у агентств остаётся очень много вопросов. Кроме того, есть необходимость корректировок отраслевого законодательства, в частности, устранение нормы, согласно которой турагент может работать только по поручению туроператора. Времени на то, чтобы адаптироваться, у всех участников рынка остаётся всё меньше. Это тот фон, который обязывает СТА как общественную организацию действовать активнее и быть в центре событий.
Хорошо, но этот час икс рано или поздно настанет и пройдёт, а региональные представительства, которые СТА открыла в Ростове-на-Дону, Питере и Екатеринбурге, останутся. Чем они будут заниматься?
Одна из стратегических задач – содействие развитию внутреннего туризма. На пресс-конференции по поводу открытия представительства в Екатеринбурге присутствовала директор Центра туризма Свердловской области Эльмира Туканова. И она подтвердила заинтересованность в продвижении внутреннего турпродукта через турагентства, используя возможности нашей организации.
Вы назвали внутренний туризм одной из задач. Есть другие?
Безусловно. В СТА планируется создание нескольких подразделений для координации работ по нескольким направлениям. Это не только развитие возможностей отдыха в России, но и, например, комитет по IT-технологиям. Детальные планы сейчас формируются. И, конечно, создание сети региональных представительств поможет улучшить взаимопонимание между федеральными агентскими сетями, которые создавали СТА, с коллегами на местах. Если раньше у турагентств почти не было возможности обсуждать совместные инициативы, каждый варился в своём соку, то сейчас такая возможность появляется. Круглый стол СТА на Международном туристическом инвестиционном форуме показал, что такой формат общения очень востребован и продуктивен.
Как сказались на работе Союза кадровые перестановки в руководстве?
После того как президентом СТА стал Сергей Голов, развитие пошло сразу по многим направлениям. Могу сказать, что с его приходом членам правления стало проще договариваться между собой, планировать работу Союза. Мы все хоть и конкуренты, но единомышленники, заинтересованные отстаивать интересы агентского сообщества.
В правление СТА входит руководитель Ростуризма Олег Сафонов. С одной стороны, это хорошо для ассоциации, так как даёт определённый статус, прямой канал взаимодействия с отраслевой властью. С другой стороны – он чиновник, представляющий интересы не бизнеса, а государства. Нет ли здесь потенциального конфликта? Бывали ли случаи, когда позиции правления не совпадали с мнением Сафонова?
Нет, таких случаев не было, и оснований для конфликта не вижу. Как я уже сказал, одна из стратегических целей СТА – развитие внутреннего туризма. У Ростуризма те же задачи, поэтому наши интересы совпадают. Олег Петрович участвует в заседаниях, обсуждает с нами задачи, прислушивается к нашему мнению. Ростуризм, например, поддерживает нашу точку зрения по поводу того, что агентства должны иметь возможность работать от собственного имени, а не только от туроператорского. Нас объединяет и позиция по поводу реестра турагентств.
Кстати, почему СТА так упорно продвигает агентский реестр? Ведь с точки зрения законодательства регламенты его ведения пока не определены, а значит, Вы досрочно берёте на себя определённую ответственность, отстаивая только эту форму регулирования рынка.
В туризме уже есть действующий пример – туроператорский реестр, который уже показал свою эффективность. Площадка «Турпомощи» нейтральна к участникам агентского рынка и по своему происхождению афиллирована с тем же Ростуризмом. Я считаю, что для бизнеса это хорошо. Есть действующий наблюдательный совет, создан и уже проверен механизм взаимодействия представителей бизнеса и власти. Логично, чтобы он был задействован и на агентском рынке.
Что касается взносов. Вы знаете, если бы агентствам предложили в обязательном порядке вступать не в реестр, а в СРО, издержки были бы куда более серьёзными. Не 1 000 рублей в год, а на порядок больше. По моим подсчётам, членство в обязательных СРО обошлось бы в 100 тысяч рублей ежегодно. Так что противники реестра просто не в курсе, какая готовилась «альтернатива» реестру, или успели забыть об этом.
Хорошо, с реестром понятно. На чём в дальнейшем будут сосредоточены усилия СТА, куда Вы направите Ваши лоббистские усилия?
Нам очень важно, чтобы была внесена поправка, которая даёт возможность турагентам работать от своего имени. Этого хотят очень многие, и я надеюсь, что голос СТА будет услышан.
Почему СТА, являясь общественной организацией турагентов, не поддержал акции по бойкотированию промотарифов туроператоров? Разве отстаивание интересов розницы – не Ваша задача?
Конечно, цель СТА – это именно защита интересов турагентов, так как мы сами – и есть розница. СТА категорически против промотарифов, так как понимает, что этот инструмент лишает агентства возможности зарабатывать. Вопрос в том, в какой форме выражать протест? Мы считаем, что попытки изменить ситуацию с помощью одной, по сути, разовой акции – не самый лучший вариант. СТА предпочитает действовать системно. Надо провести подготовительную работу – привлечь другие отраслевые организации, возможно, заручиться поддержкой некоторых туроператоров, а уже потом выносить тему на общественное обсуждение. Например, на Второй Всероссийский турагентский конгресс, итогом которого может стать совместная резолюция по этому вопросу.
В результате мы получим чётко сформулированную позицию агентского сообщества, которую уже можно предъявить туроператорам. Уверен, что при таком подходе они обязательно прислушаются. Как минимум с их стороны будет понимание того, что промотарифы – это тупиковый путь, вызывающий негатив у широкого круга представителей розницы. Как максимум произойдёт отмена промотарифов.
Вот правильный путь, на наш взгляд.
Какие инициативы снизу Вы готовы поддерживать, к кому в СТА стоит обращаться по этому вопросу?
Мы готовы поддерживать любые инициативы, которые идут во благо агентскому сообществу. Обращаться можно к президенту СТА Сергею Голову или в исполнительную дирекцию – к Светлане Будко.