Репортаж: выставка «ОТДЫХ» как зеркало турбизнеса
Учaстники и гoсти туристичeскoгo фoрумa пoдeлились впeчaтлeниями
22-я Мeждунaрoднaя туристичeскaя выстaвкa «ОТДЫХ» начала свою работу 21 сентября. Выставка, проводимая с 1995 года, впервые проходит в «Экспоцентре». До этого были другие площадки – сначала «Манеж», потом «Олимпийский» и до недавнего времени «Крокус Экспо». Организаторы ожидают свыше 65 тыс. посетителей за четыре дня. Но пока чрезмерного наплыва гостей на форуме нет. Корреспонденты HotLine.travel поделились наблюдениями с полей.
Новоселье в непогоду
Московская выставка «ОТДЫХ» традиционно знаменует открытие зимнего туристического сезона и в определённом смысле является индикатором состояния дел в туризме. Самый главный тренд – снижение покупательной способности туристов, «сжатие» рынка – отразилось и на выставке. Многие участники отмечают, в первые два дня посетителей меньше, чем год назад. Однако, возможно, что причина банальна – в Москве установилась прохладная дождливая погода. Многие потенциальные посетители могли пропустить мероприятие именно по этой причине. Не исключено, что повлияла и смена площадки – выставка впервые проводится в «Экспоцентре», а не в «Крокусе».
По словам организаторов, выставка сменила прописку, чтобы было удобно добираться всем. «Мы получили приглашение от «Экспоцентра», и, когда опросили участников, большая часть высказалась «за». Всем, конечно, мил не будешь, но на площадку, расположенную недалеко от центра города, добираться удобнее», – рассказала порталу TourDom.ru Анна Симонцева, PR-менеджер выставки. Так или иначе, устроители выставки рассчитывают принять за четыре дня до 65 тыс. посетителей.
Эмираты и Грузия
Страны-участницы разместились в обоих павильонах выставки – в первом и «Форуме». Если в «Форуме» ярче всего о себе заявили эмираты Дубай, Шарджа и Рас-эль-Хайма, а также Китай, то в павильоне № 1 центр зала неожиданно заняла с большим стендом Грузия. А пройдя через главный вход с улицы, посетитель сразу попадает к московской экспозиции, возле которой можно встретить людей в традиционных монашеских одеяниях. В этом павильоне можно ознакомиться со стендами Архангельской, Владимирской, Вологодской и других областей РФ.
Доминирование регионов России и стран СНГ свидетельствует о тенденции к импортозамещению в области экскурсионного туризма. Также важно отметить, что в павильоне «Форум» можно посетить стенд Египта – несмотря на то, что авиасообщение ещё не восстановлено, эта страна хочет заявить о готовности принять российских туристов.
Достаточно много места в павильоне № 1 заняли кулинарные мастер-классы, на которые необходимо регистрироваться заранее. Из этого наблюдатели делают вывод, что чрезмерного ажиотажа в борьбе за свободную выставочную площадь у туроператоров и потенциальных стран-участниц не было.
Имидж – ничто, знания – всё
Многие участники рассматривают выставку «ОТДЫХ» как исключительно имиджевое мероприятие. С их слов, практическая значимость форума постепенно снижается, в том числе потому, что всё меньше турагентов приезжают из регионов за каталогами туроператоров. Теперь туроператоры сами едут к ним со своими road show и семинарами и всё меньше ресурсов отводят на участие в московской выставке, предпочитая устраивать альтернативные мероприятия. Так, например, поступил ANEX Tour, решивший провести свой workshop 23 сентября. Правда, далеко от «Экспоцентра» оператор благоразумно удаляться не стал, выбрав в качестве площадки соседний отель Crowne Plaza.
В этих условиях от самой выставки профессиональные посетители ждут больше полезных мероприятий. «Семинары, форумы для турагентов. Практики и обучения не хватает. Выставка должна брать на себя дополнительные функции», – уверен франчайзи «Натали Турс» из регионов, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, судя по деловой программе форума, организаторы работают над этим уже много лет, расширяя его формат.
«С 21 по 23 сентября пройдёт конференция по развитию туризма в малых исторических городах «Настоящая Россия» – истинная находка для компаний, развивающих внутренние направления. Впервые за более чем десятилетнюю историю стали бесплатными для посещения конференции по деловому туризму ОТДЫХ MICE и лечебно-оздоровительному туризму ОТДЫХ Medical Tourism, Spa & Health. рассказала становится всё актуальнее для игроков туриндустрии – ей интересуются более 34 % посетителей форума», – рассказала директор Департамента туристических выставок компании «Евроэкспо» Виолетта Тулич.
Жил, жив и будет жить
Рынок меняется, и выставка меняется вместе с ним. У многих участников интерес к форуму сохраняется, несмотря на трудности, которые испытывает вся отечественная туристическая отрасль.
К примеру, Дмитрий Арутюнов, гендиректор «АРТ-ТУР», признался, что в этом году не так много посетителей, как хотелось бы. Но, с другой стороны, в стране осталось и меньше туркомпаний. Тем не менее со стендом туроператора познакомилось немало партнёров как из России, так и из-за рубежа.
Форум «ОТДЫХ» можно посетить до 24 сентября.
Иллюстрация HotLine.travel