«Куда мы денемся с подводной лодки!»
Интeрвью с прeдсeдaтeлeм сoвeтa дирeктoрoв TEZ TOUR Aлeксaндрoм Синигибским
9 aвгустa TEZ TOUR устрaивaeт в Мoсквe «Эквaтoр Party» – вечеринку для турагентств, на которой будут подведены предварительные итоги лета. Со своей стороны, мы предложили Александру Синигибскому незадолго до этого события опубликовать «экватор-интервью» с ответами на самые острые вопросы сезона. Что характерно, он согласился, подтвердив свою репутацию спикера, для которого нет запретных тем.
Александр, к теме недавних туроператорских крахов… Ваше мнение – как снизить вероятность новых скандалов и защитить потребителя? Все использованные доселе методы явно неэффективны.
Давайте, во-первых, отменим эту презумпцию виновности, которая в туризме действует по отношению к банкротам. Ни у кого из них не было мошеннического умысла. Например, владельцы «Натали Турс» – они что, деньги вывели и хотели скрыться? Нет, конечно же, просто не справились с ситуацией и до последнего пытались спасти компанию. Для всех нас, кто большую часть жизни занимается туризмом, этот бизнес – уже душа и сердце…
На рынке традиционно звучит вопрос: «Кто следующий?»
Позволю себе дать совет розничным партнерам. Когда до вас в очередной раз доходят подобные слухи о том или ином туроператоре, руководствуйтесь не эмоциями, но собственным опытом. Спросите себя: выполняет данный оператор обязательства перед агентами и клиентами? Были у него срывы в работе? Когда возникают непредвиденные ситуации, как они их урегулирует? И всё сразу встанет на свои места.
Кстати, о непредвиденных ситуациях. Например, почему в разгар сезона туроператоры оптимизируют полетную программу на турецком направлении?
Это обусловлено общей динамикой спроса – ни для кого не секрет, что на российском рынке продажи по Турции в конце июля просели. Очевидно, многих потенциальных клиентов останавливает цена. Отели заполнены гостями из Европы, кроме того, с приближением Курбан-байрама ожидается большой приток турецкой клиентуры. Так что скидок сейчас нет, и те российские туристы, которые ждали низких цен в режиме last minute, явно просчитались.
Реагируя на колебания спроса, мы подсократили полетную программу на месяц раньше, чем планировали, – не в сентябре, а в августе. Можем себе позволить, потому что у нас нет необходимости искусственно раздувать оборотку в ущерб рентабельности. В эту опасную игру мы перестали играть лет пять назад и с тех пор четко держим ровно тот объем перевозки, который позволяет зарабатывать.
Надеюсь, все уже понимают, что это очень плохой знак, когда туроператор гоняет полупустые самолеты, агрессивно подхлестывает продажи низкими ценами. Именно так в туризме строятся пирамиды, которые время от времени с грохотом рушатся.
И это как раз к вопросу о том, у кого какая модель бизнеса…
Модель у крупных туроператоров одинаковая. Закупается продукт, формируется турпакет и реализуется через агентства – с минимальной маржей, 1–2 % в лучшем случае. Цель – генерировать большие турпотоки, позволяющие получать конкурентные цены от гостиниц и авиакомпаний, приемлемые условия сотрудничества с банками. В свое время все массовые производители туруслуг ее приняли, и TEZ TOUR не исключение. Если все едут по левой стороне, ты не можешь ехать по правой, это физически нереально. Другой вопрос, что одни справляются с управлением, другие нет.
Как же вы справляетесь?
Пятнадцать лет назад мы приняли решение максимально диверсифицировать бизнес. Теперь в мире работают 30 «Тез Туров», и финансовые сложности, которые могут по внешним причинам возникнуть у кого-то из них, не станут разрушительными для системы в целом. Знаете, это принцип подводной лодки, в которой есть изолированные друг от друга отсеки. Если где-то пробоина, то вода остается в поврежденном отсеке и лодка продолжает двигаться своим курсом.
Так и TEZ TOUR. В самые сложные для российского туризма сезоны, когда были закрыты Турция и Египет, мы зарабатывали в Латвии, Литве, Эстонии, Беларуси, где эти ключевые направления всегда доступны. В Прибалтике, например, TEZ TOUR – лидер рынка, там стабильно растущие продажи с годовой глубиной.
Кроме того, генерируют прибыль наши принимающие компании в странах массового туризма.
Мы почувствовали уверенно себя и на приеме. Компании есть чем гордится – по линии туроператора на чемпионат мира по футболу прибыло около 1 500 гостей. Мы уже сейчас получаем пользу от визита иностранных болельщиков в виде конкретных бронирований туров, преимущественно в Москву и Санкт-Петербург. У нас, например, болельщики были очень высокого уровня – сотрудники транснациональных корпораций, государственные служащие, которые являлись спонсорами чемпионата, такой крепкий средний класс+. Естественно, что они могут позволить себе поездку в Россию уже с туристическими целями.
Да и iFly проводит независимую коммерческую политику: принимает заказы от сторонних туроператоров, зарабатывает на регулярных маршрутах – например, обслуживает значительные пассажиропотоки из Китая.
Поэтому у TEZ TOUR нет необходимости запускать сомнительные туроператорские проекты, преподносить какую-нибудь Папуа – Новую Гвинею в качестве альтернативы Египту, как это делают отдельные наши коллеги. Да, всем сложно без нормальных зимних программ, но вот эта идея – оборотка ради оборотки – нам в любом случае не подходит.
Александр, в заключение – пару слов об «Экватор Party» 9 августа. Вечеринки с подведением итогов обычно проводятся осенью, почему вы решили собрать агентов в пиковые даты?
На самом деле, лето фактически уже продано, в августе совершается минимальное количество сделок. Сезон выдался достаточно сложным, все пахали. Так почему бы сейчас не устроить вечеринку, тем более что начинаются дни Турции в Москве и к нам приедут отельеры. Они тоже хотят повстречаться с розницей, сказать турагентствам: «Салам алейкум, спасибо за продажи».
Так что приглашаем партнеров 9 августа в Omega Rooftop.
Вы с Александром Буртиным там будете?
Конечно! Еще ждем Тунджая Килита и Димитриса Харитидиса (Killit Global, Турция, и TEZ TOUR Greece. – Ред.). Будем рады встрече.
Ок, так и запишем. Спасибо за интервью!
На правах рекламы