Во что вам обойдется стыковка с электронной путевкой
Oт 500 000 дo 1 000 000 рублeй. A мoжнo дeшeвлe?
Пoрaзитeльныe вeщи гoвoрят экспeрты, кoтoрыe тeстирoвaли элeктрoнную путeвку. Нaпримeр, eсть мнeниe, чтo нa стыкoвку с этoй систeмoй пoльзoвaтeлям придeтся потратить от 500 000 до 1 000 000 рублей. О том, к чему еще следует готовиться на этапе внедрения электронной путевки, рассказали представители туроператоров и разработчики отраслевого программного обеспечения.
Программисты заработают?
Коннекция между информационными системами туроператоров и электронной путевкой действительно потребует времени и усилий. Например, у «Пегаса» на это ушло полтора месяца работы одного программиста. Айтишники других компаний говорят, что в такой сжатый срок не справятся, – надо закладывать месяца три. Причем заниматься стыковкой должен не рядовой программист, а весьма продвинутый. Соответственно, три его зарплаты – это порядка 450 000–500 000 рублей.
Просто для примера: один из трудоемких этапов – синхронизация всевозможных справочников (стран, населенных пунктов, аэропортов и т. д.). В электронной путевке даны официальные названия государств – Французская Республика, Итальянская Республика и т. д., а в базах туроператоров, как правило, – Франция, Италия… И вот подобных разночтений огромное количество, говорят специалисты турфирм.
Возвращаясь к финансовому вопросу. Для большинства российских туроператоров полмиллиона – серьезная сумма, кто-то просто не сможет позволить себе такие расходы на создание собственного шлюза для стыковки с электронной путевкой. Существуют ли другие варианты?
Да, производители отраслевого софта предложат своим клиентам готовые решения. Исполнительный директор «САМО-Софта» Александр Савелов говорит, что коннектор уже создан, причем пользователи программного комплекса «САМО-Тур», которые находятся на техподдержке, получат его бесплатно. По словам эксперта, одна из главных сложностей на этапе программирования заключалась в коммуникации с компанией «Астерос», разработчиком электронной путевки. «Программисты отвечают на запросы долго. Кроме того, они не очень в курсе специфики туристического бизнеса», – делится наблюдениями Александр Савелов. И добавляет, что в самой электронной путевке до сих пор отсутствует карта процессов, нет всех необходимых регламентов, а стало быть, нет и ясности, как она должна работать и каков на выходе должен быть результат. Так что стыковка с этой системой для туроператоров смысла пока не имеет, полагает исполнительный директор «САМО-Софта».
В «Мегатеке» говорят, что именно по этой причине сейчас невозможно создать шлюз под ключ. «Мы написали прототип шлюза и остановились, ждем, когда можно будет сформулировать адекватное техническое задание», – говорит гендиректор «Мегатека» Александр Галиновский. Кстати, по его мнению, туроператоры недооценивают стоимость разработки: полмиллиона – мало. Это только зарплата программиста, а надо будет еще делать аналитику, проводить тестирование, плюс к тому косвенные затраты – налоги, аренда и т. д., как в любом бизнесе. Итого больше миллиона. «Я считаю, что финансирование должно идти за государственный счет, из тех немалых бюджетных средств, которые выделены на проект «Электронная путевка», – говорит Александр Галиновский. – Если же нам придется взять расходы на себя, то они так или иначе перейдут на туроператоров – либо за счет техподдержки, либо как платный продукт. Думаю, также поступят и коллеги – например, компенсируют свои затраты путем повышения стоимости техподдержки».
Ручные операции
Итак, крупные туроператоры, которые работают на своем софте, будут тратить на коннекцию с электронной путевкой собственные силы и средства. Пользователям «Мастер-Тура» и «САМО-Тура» предложат готовые решения. А что делать участникам рынка, для которых не подходит ни тот, ни другой вариант? Вводить в электронную путевку данные по каждому проданному туру вручную. На декабрьском семинаре в Ростуризме, когда туроператорам презентовали проект, была показательная попытка это сделать, и она заняла, коллеги, около 20 минут. Причем за компьютером сидел человек, знакомый с программой, и условный тур был самым простым: перелет, отель, страховка – на одного туриста.
Также на семинаре вскрылись и другие слабые места разработки. Вот лишь некоторые из них.
Данные на турагентов, которые не числятся в едином реестре при «Турпомощи», сотрудникам туроператорских компаний придется вводить вручную или загружать из экселевских списков. Прошлый век.
В электронной путевке не предусмотрены разнообразные виды путешествий – круизы, автобусные туры, образовательные поездки и т. д. Что с этим делать, пока неясно.
Нет возможности отразить в системе, какой набор услуг бронируется для каждого конкретного туриста. Например, самый рядовой случай – когда на курорт отправляется няня с ребенком, потом к ним по очереди приезжают родители, и для них бронируются разные варианты размещения, типы питания, трансферы и прочее – прописать всё это в электронной путевке нереально. По данным системы даже не будет понятно, кто из тех туристов в конкретный момент находится за рубежом.
В общем, теперь ясно, почему массовая эксплуатация системы в январе не началась: еще очень многое надо дорабатывать. Потом необходим будет этап внедрения и адаптации, на который уйдет еще год или полтора, как говорит гендиректор ClickVoyage Игорь Козлов (а он в теме, поскольку на правах главы IT-комитета при «Турпомощи» очень детально вникал в проект).
Так что скорого запуска электронной путевки в масштабах отрасли, тем более в обязательном режиме, – нам ждать не приходится. И это, пожалуй, хорошая новость. Как считаете?