Мини-отели Красной Поляны выбросили белый флаг
Oтeльeры кaпитулируют пeрeд низкими турoпeрaтoрскими тaрифaми
Тeмa дeмпингa нa гостиничном рынке, давно обсуждаемая трэвел-сообществом, на минувшей неделе получила новое развитие. Сочинский ресторатор Андрей Шишкин сообщил на свой странице в Фейсбуке, что более десятка малых отелей Красной Поляны не считают целесообразным работать в ближайший сезон, не выдержав ценового давления со стороны более крупных гостиниц, с которыми работает туроператор «Библио-Глобус».
Сочинский ценопад
Отельеров Красной Поляны особенно тревожат тарифы в отелях курорта «Горки Город» – значительная часть его номерного фонда выкуплена туроператором. Как говорит Андрей Шишкин, в пересчете на сутки стоимость проживания порой составляет всего 500 рублей на двоих.
Представители мини-отелей Красной Поляны, с которыми удалось пообщаться корреспонденту HotLine.travel, уточняют, что неблагоприятная для них ситуация сложилась еще в начале 2017 года. Доходило до того, что даже в Marriott была акционная цена на номер «стандарт» в районе 750 рублей. «Вероятно, им это выгодно, а для нас это ниже уровня рентабельности. Если бы наш номерной фонд был не 10, а хотя бы 30–40 номеров, мы могли бы тоже предложить клиентам акции с понижением цены. Теперь же в межсезонье заполнить номера вообще нереально», – заявил отельер Эдуард Панасян.
Аналогичная ситуация, по словам Елены Валеевой, управляющей отелем Эв’Рошель, складывается и в Имеретинке, где уже осталось буквально «полтора» малых отеля. Здесь ощутимо сбивает цены курортный город «Бархатные сезоны», где по состоянию на 5 декабря 2017 года туроператорский тариф начинался от 1 292 рублей в сутки. И всё же самым бюджетным вариантом остается «Сочи Парк Отель» – здесь есть возможность снять номер даже за 232 рубля.
Напомним, что в текущем году «Библио-Глобус» взял в управление этот объект на 2,88 тыс. номеров и, по его собственным данным, на 92 % нарастил продажу пакетных туров в Сочи.
Профессионализм как залог выживания
Опустить цены на такой же уровень, как у крупного туроператора, мини-отели не могут. Во-первых, когда в гостинице всего десяток-другой номеров, возможности для экономии и оптимизации крайне ограничены. Во-вторых, многие отельеры не являются собственниками зданий и помещений. В условиях, когда ежемесячно надо платить аренду, шансов заработать у них почти нет. Приходится перепрофилироваться. Например, Эдуард Панасян отказался от приема туристов и сдает гостевой дом для проживания персонала из других отелей. Фактически теперь это общежитие. Кто-то планирует переоборудовать гостиничные номера в апартаменты и сдавать на долгий срок.
Есть и другие варианты. Алексей Валерьев, revenue-директор отеля «Романовский», отмечает, что очень важно выбрать свою целевую аудиторию. Те, кому это удается, получают конкурентное преимущество.
«У нас большая огороженная территория и прекрасный сад с водоёмами, – говорит Артур (фамилию просил не называть. – Ред.), управляющий небольшого отеля в Красной Поляне. – Здесь отличное место для проведения свадеб. Ясно, что те, кто едут к нам, не выберут Marriott».
По словам Артура, на курорте есть клубные отели, которые умудряются держать высокий ценник на уровне 3 500 рублей. Как им это удается – неизвестно.
Кстати, практика продажи специфического гостиничного продукта широко применяется на Западе, где концентрация гостиниц под международными брендами в разы превосходит российскую действительность. Казалось бы, отели-малыши уже давно должны быть вытеснены гигантами со стандартизованным сервисом. Однако в странах Европы доля небольших отелей довольно высока, и дело далеко не в цене. Помимо вездесущих туристов эконом-класса устойчиво растет доля тех, кто предпочитает дешевизне уникальный дизайн, специализированные услуги (те же свадьбы) и персонифицированный сервис.
Однако проще сказать, чем сделать. Профессионалов, способных быстро перестроиться и по-новому упаковать свой продукт, среди управляющих российских мини-отелей очень мало.
За и против
В соцсетях тему демпинга на сочинском рынке размещения поднимают уже не первый раз. Мнения звучат самые разные. Одни сочувствуют хозяевам мини-гостиниц и обвиняют крупные отели и «Библио-Глобус» в том, что те рушат рынок. Вторые, наоборот, упрекают сочинцев в жадности – кончилась, мол, эпоха «конских ценников», – и приветствуют появление конкуренции. Третьи пытаются анализировать экономическую обоснованность занижения цен. С одной стороны, собственникам больших отелей нужно отбивать олимпийские кредиты, поэтому они заинтересованы продавать номера «оптом», а где опт, там и распродажа. С другой –
скептики указывают на обратную сторону такой политики: низкие цены привлекают неплатежеспособную публику. Дескать, от них только убытки – вместо ресторана такие люди идут в «Пятерочку» и потом варят пельмени в чайниках. Как следствие, страдает и имидж курорта: поток растет, а средний чек – нет.
Неизвестно, какая точка зрения в итоге окажется более правильной. Без сомнения только одно. Имидж Сочи и Красной Поляны стремительно меняется. Прямо на наших глазах происходит слом стереотипа: наряду с «всё дорого» наконец-то появилось «нереально дешево». А там и от «от больше никогда» к «поеду посмотрю» один шаг. По сути, на крупнейшем отечественном курорте идет грандиозная социальная программа по ознакомлению граждан с возможностями внутреннего туризма. Результаты этого эксперимента, вероятно, мы увидим очень скоро.