?> Как регулируется турбизнес в Испании | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Как регулируется турбизнес в Испании

Как регулируется турбизнес в Испании

Свeрxскидки, сoкрaщeниe рeнтaбeльнoсти, турфирмы-нeлeгaлы и другиe бoльныe мeстa испaнскoгo туррынкa

Сокращение рентабельности туристического рынка, борьба за место под солнцем офлайн и онлайн-агентств, теневой рынок – проблемы, которые не являются уникальными только для нашей страны. Редакция решила выяснить, какие наиболее острые темы волнуют турагентов Испании, как складываются отношения между ними и поставщиками, насколько велика роль государства в вопросах регулирования отрасли.


У турагента есть фингарантии!

По информации, полученной от управляющего партнера iTravex DMC Эллады Песковой, статус турагента в Испании до 2008 кризисного года мог получить не каждый желающий. Необходимо было предоставить гарантию испанского банка на 60 000 евро для получения лицензии. Помимо этого, выдвигались и другие условия. Например, офис турагентства должен был размещаться на первом этаже. Также специальная комиссия при мэрии проверяла наличие уличной витрины. По данным Национального института статистики Испании в 2007 году в стране насчитывалось около 13 000 туристических агентств и их годовой оборот составлял 18,8 млрд евро при численности персонала 60 000 человек. В кризис количество офисов офлайн-турагентств сократилось на 40 % – до 8 000.

Для поддержки рынка с 2013 года были отменены государственные ограничения по предоставлению гарантий на 60 000 евро и многие другие условия лицензирования, ограничивающие предпринимательскую деятельность. Это дало свои результаты. В 2016 году туротрасль полностью восстановилась. Годовой оборот турфирм составил 19,1 млрд евро, а в первом квартале 2017 года вырос на 4,4 %. При этом количество сотрудников достигло 58 000 человек, а вот количество офисов осталось прежним, сокращенным по сравнению с докризисным годом.

Сейчас в качестве гарантии достаточно наличия уставного капитала не меньше 3 000 евро. Также для открытия турфирмы требуется оформить страховой полис, стоимость которого составит от 300 до 400 евро в год и полис страхования ответственности, за который придется выложить от 300 до 600 евро. Разрешение на деятельность в сфере туризма выдают автономные области страны, которым правительство в лице Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании передало значительную часть полномочий. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.

Вместе и врозь

В Испании, по словам наблюдателей, достаточно активны туристические ассоциации. Существуют частные и общественные ассоциации отелей, туристических агентств, принимающих компаний. «Как правило, в их задачи входит выявление проблем и острых вопросов и их решение или донесение этих вопросов до государственных органов с целью их решения», ‒ комментируют в испанской принимающей компании Viajes Olympia.

Причем если в России подавляющее большинство турагентств, по оценке президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва ‒ порядка 50‒70 %, не входят в сетевые или франчайзинговые объединения, то в Испании независимой розницы крайне мало и очень сильны ассоциации. В королевстве их около 30, каждая из них насчитывает от 300 до 1 000 членов. Участие в одном из таких трэвел-сообществ дает ряд маркетинговых преимуществ. Ассоциация решает вопросы взаимоотношений с туроператором, обеспечивает юридическое сопровождение. «Автоматически решается вопрос промотарифов, которые совсем не допускаются рынком, так как ассоциации договариваются с туроператорами о коммерческих условиях. В этом плане агентства имеют определенную защиту. При этом турагентство платит достаточно минимальный годовой сбор», ‒ рассказывает Владимир Воробьёв.

Проблемы, как в России

Государство во внутренние взаимоотношения участников рынка, вопросы недобросовестной конкуренции, демпинга, сверхскидок не вникает. «Госструктуры в торговую политику частных компаний, если они соблюдают законодательство и являются добросовестными налогоплательщиками, не вмешиваются. Власти могут только решать вопросы, связанные с турагентствами, которые признаны банкротами по решению суда, ‒ поясняет управляющий партнер компании iTravex DMC Эллада Пескова.

Так же, как и наша, испанская розница активно практикует скидки прямым туристам. Тем не менее крупные сети, в частности, одна из самых известных в Испании ‒ El Corte Inglés вместо дисконта предлагает программу подарков постоянным клиентам, делает промоушн-цены на отдельные направления, даты или типы продуктов, например, на круизы. Туристов завлекают возможностью провести несколько дополнительных ночей в отеле, бесплатными SPA-услугами и т. д.

Как отмечают в Viajes Olympia, в последнее время наблюдается тенденция ухода бизнеса в онлайн-технологии. «Специфика конкуренции – демпинг между контрагентами. Поэтому наиболее острые вопросы, которые волнуют профсообщество, – конкуренция с онлайн-трэвел-агентствами и сохранение рентабельности на фоне поддержания конкурентной цены в условиях демпинга», ‒ комментирует менеджер отдела маркетинга Viajes Olympia Екатерина Ройо.

В целом всё, как и в России, за одним большим исключением.

Подрабатывать нельзя

Агентам в Испании, в отличие от российских коллег, не приходится существовать в условиях снижения комиссионного вознаграждения. В зависимости от региона, запрашиваемого продукта, объема продаж оно может составлять от 10 до 20 %.

«Если турфирма продает отдельную услугу, например, проживание в отеле на международные направления, комиссия может составить от 12 %, на побережье и острова ‒14‒15 %, если речь идет о бронировании круиза ‒ комиссия от 14 до 16 %, при бронировании пакета услуг с перелетом обычно варьируется от 14 до 18 %», ‒ рассказывает Эллада Пескова.

Кроме того, частные группы или сети туристических агентств благодаря объединению увеличивают число своих клиентов и спрос, также получают более высокие комиссии и могут разделять расходы на рекламу.

Всё это не должно сбивать с толку – заниматься туристическим бизнесом в Испании не проще, чем в России, хотя бы потому, что конкуренция не меньше, кроме того, есть важное ограничение. Закон запрещает организовывать на базе туркомпании непрофильный бизнес. Турагентства должны иметь только одну корпоративную цель ‒ туризм, это значит, что компания не может предоставлять другие услуги: быть баром, книжным магазином и т. д.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.